Обратная связь

имя • e-mail • ваше сообщение

Отправить
 

Семейная школа

     Детство - это пора, когда любое эмоциональное переживание чувствуется гораздо глубже, потому что все происходит впервые: первая улыбка, первый шаг, первое слово, первая нежность и любовь, первое несчастье, первая победа, первая обида, первое творчество, первое унижение, первое отчаяние от бессилия. Таких воспоминаний очень много: маленькие, коротенькие, иногда какие-то отпечатки отдельных образов, а порой помнишь лишь чувство, ощущение, оставшееся после события.

А что тогда произошло и с кем, скорее существует в мире фантазии и воображения, чем было в реальности. Этим наполнен человек на протяжении всей жизни. Это и дает ему силу и энергию, чтобы жить, любить весь мир.   


  Именно оттуда, из детства, у Л. Толстого взялись силы на тот многолетний труд и доброту, которые он отдавал людям. Толстой, будучи уже взрослым, вспоминает случай из детства, за который ему стыдно. Он размышляет над своим поступком, не находя себе оправдания и называя это "...темные пятна на страницах моих детских воспоминаний". Мы узнаем об этом из повести "Детство", где Сережа Ивин предложил Иленьке встать на голову, как это сделал он сам: "Попробуйте сделать это; право, это нетрудно. Да что ж, в самом деле, отчего он ничего не хочет показывать? Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову!" Все мальчики схватили его и поставили на голову, ногами вверх. Все смеялись.

  Автор рассказывает, что в ту минуту он даже не был убежден так, как прежде, "что все это очень смешно и весело". Когда, вырвавшись, Иленька замахнулся на Сережу лексиконом, тот предложил бросить его, "коли он шуток не понимает". Автор рассказывает, что он тогда и не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.

  Автор решительно не может объяснить себе жестокости своего поступка: "Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставляющее меня, бывало плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа? Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом!"

  Л. Толстой с благоговением вспоминает свой родной дом, брата. Атмосфера в доме Л. Толстого была наполнена любовью окружающих его близких людей друг к другу в отличие от наполненной "горячим туманом взаимной вражды всех со всеми" атмосферы у Максима Горького. Как сказал о ней сам Горький: "Слишком обильна жестокостью темная жизнь неумного племени". 

  Объяснить жестокость в отношениях людей, которую Алексей наблюдал в детстве, можно только тем, что в это время, которое описывает автор, братья его матери настойчиво требовали от деда раздела имущества. "Они боялись, что моя мать потребует приданого, назначенного ей, но удержанного дедом, потому что она вышла замуж "самокруткой", против его воли", - говорит Горький

  Из повести М. Горького "Детство" мы узнаем о жестоком поступке деда в отношении автора в детстве. Когда Алексей окрасил край белой скатерти в синий, дед его высек до потери сознания. Он болел, лежа вверх спиною несколько дней в постели в маленькой комнате с одним окном и красной неугасимой лампадой в углу перед киотом со множеством икон. После этого жестокого наказания у Алексея "явилось беспокойное внимание к людям", "...точно содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой", он стал больше сопереживать, сочувствовать другим людям, жить чужой жизнью, как своей, чувствуя со слезой на глазах чужие страдания. Доброта, забота и понимание бабушки отогревало его сердце, заживляла раны, но "шрамы" всегда будут напоминать о прошлом и оставят отпечаток на дальнейшей жизни автора.

  Из похожих ситуаций при столкновении добра и зла, встрече с жестокостью одни люди выходят с желанием творить добро, а другие с ненавистью. Дед в произведении М. Горького объясняет свою жестокость жестоким отношением к нему его отца. Старшие девочки в произведении "Джен Эйр" Ш. Бронте, вчера ощущавшие на себе несправедливость, жестокость и грубость, сегодня творят то же самое с младшими девочками в приюте: отбирают хлеб, ненавидят окружающих. В отличие от Л. Толстого, М. Горький и Ш. Бронте на себе испытывают эти переживания, впервые сталкиваясь с жестокостью и несправедливостью в детстве. Эти события формируют их отношение к себе и миру: будут ли они ненавидеть весь мир или будут к нему снисходительны и милосердны, стремясь преумножить добро, чувствуя всякое горе и беду каждого, на чью долю оно выпало, как свое собственное, как то, которое никогда не сотрется в памяти, всегда напоминая о том, что оно с кем-то может быть. Но зная, что любое доброе слово, поддержка человека способны облегчить боль и страдание, сделать человека счастливым, дать ему силы, веру и надежду в будущее, в добро и справедливость. Отношение мисс Темпель и Элен Бернс помогает Джен Эйр не упасть духом и не впасть в отчаяние, возненавидев всех вокруг и саму себя. Она начинает жить своими интересами, увлечением к рисованию, раскрывает свой талант, способность к иностранным языкам. Открывая свой внутренний мир, она становится счастливой. Слова Элен Бернс становятся ее путеводной звездой: "Даже если весь мир будет ненавидеть тебя и считать тебя дурной, но ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдешь друзей".

   "...может быть вы не поймете, что я вам скажу, потому что я говорю часто очень непонятно, но вы все-таки запомните и потом когда-нибудь согласитесь с моими словами. Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительсского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное из детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение" (Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы").

 


Независимая аттестация по общеобразовательным предметам

 для тех, кто не согласен с выставленной оценкой, кто недоволен оценками в аттестате, кто не справляется со школьной программой, кого не допускают к ОГЭ/ЕГЭ.

 

 

 

Онлайн-тестирование по каждому предмету

не зависит: от личности учителя, от субъективного отношения к Вам, от уровня Вашей школы и программы обучения. 

 

Подтверждение официальными документами.

 

Аттестат государственного образца.

 

Узнайте подробности...

Яндекс.Метрика