Обратная связь

имя • e-mail • ваше сообщение

Отправить
 

Семейная школа

Учитель и ученик рассуждают о том, как выжить в школе творческому подростку

Творческим и свободолюбивым подросткам в школах почти всегда непросто. Стратегия «не высовывайся и будь как все» позволяет избежать проблем и конфликтов. Петербургская учительница Римма Раппопорт попыталась выяснить у своей бывшей ученицы, с какими трудностями приходится сталкиваться творческому подростку в школе. Чтобы не столкнуться с еще большими трудностями, школьница решила не открывать своего имени.

- Мой опыт работы показывает, что процент действительно креативных школьников очень мал. Не в каждом классе, но все-таки они есть. На мой взгляд, ты в их ряды входишь. Что для тебя означает творчески подходить к жизни?

- Отходить от общепринятого, выходить за рамки, навязываемые той же системой образования, не жить по шаблону.

- Вот про систему образования мне интереснее всего. С какими рамками ты сталкиваешься в школе?

Смотря о каком предмете идет речь. Если говорить о гуманитарной направленности, о литературе например, то здесь после прочтения произведения ты не имеешь права сформулировать собственное мнение о нем, взглянуть на него с особой позиции...

Ты должен соглашаться с критиками, с чьей позицией согласен учитель литературы. А после того как напишешь сочинение, получаешь тетрадь назад, и там написано, что ты все не так понял. И никакое аргументированное доказательство не поможет объяснить учителю, что ты в той или иной степени прав. А еще ЕГЭ: там твое мнение в сочинении по русскому вообще никого не интересует, надо соглашаться с автором, иначе рискуешь получить низкий балл.

- На гуманитарных предметах ограничить ученика действительно легко. Например, на то, как учителя истории преподносят информацию, часто влияют их политические взгляды, которые могут отличаться от взглядов учеников.

- Да, у нас такое на ОБЖ бывает. Вот вчера учитель говорил о значимости института семьи в современной России и негативно высказался об однополых браках. Но все промолчали. Я просто посмеялась, а моя подруга, которую это могло бы и задеть, промолчала, чтобы не вызвать подозрений. Остальным все равно, им этот учитель нравится. Я себя на его уроках чувствую как на концерте поп-звезды, от которой в восторге все, кроме меня.

- Эту тему предлагаю не разворачивать. Я не трус, но я боюсь. Тут мы уже говорим даже не о творчестве, а о праве на свое мнение, отличное от «политики партии». Я учителей имею в виду, а не какую-то партию.

- Ну, творчество, в моем понимании, без взглядов не может существовать.

- Согласна. А ты ощущаешь, что твое право на творчество в школе ограничивают?

- Бывает. Недавно на перемене играли на гитаре, и на нас наорала какая-то молодая учительница. Вот орущий молодой учитель — это самое ужасное. Еще в дневнике рисовать нельзя. Но это от администрации идет. А учителя рисовать в тетрадях разрешают, им мои рисунки даже нравятся. Можно хоть в контрольной рисовать.

- В тетрадях рисовать — это для подростка святое. Мне кажется, это как раз очень важная область для самовыражения. Я об этом в магистерской диссертации писала.

- Которую я прочитала (смеется). Мы с вами еще про технические предметы не поговорили.

- Верно.

- Конечно, в технические предметы учителям сложно внести что-то творческое, поскольку это точные науки, где собственное мнение не так уж важно. Но тогда получается, что задача учителей — заинтересовать учеников предметом. У нас на физике, например, попытка показать свою заинтересованность в предмете, желание выйти за пределы довольно ограниченной информации из учебника воспринимается как желание поумничать. В учебнике дается два начала термодинамики, хотя на самом деле их четыре. И на вопрос о двух остальных получаешь ответ, что ты выскочка. Иногда приходится сомневаться в компетентности учителей, потому что они не могут ответить на вопросы, не входящие в школьную программу.

- Не знаю, видела ли ты в Интернете безумно популярные выступления Кена Робинсона о школе, но у него есть в одной лекции теперь уже хрестоматийное высказывание: «Школа убивает креативность». Можешь, опираясь на личный опыт, согласиться с этим соображением или, наоборот, поспорить?

- Безусловно, я с ним согласна. После многолетней борьбы с нежеланием преподавателей понять, что ученики имеют право на собственное мнение и творческий подход, руки опускаются.

- Я думаю, школа убивает креативность не только потому, что запрещает что-то, но и потому, что не предлагает таких форматов, в которых необходимо творческое мышление. К слову, креативность учителей школа тоже нередко убивает. Опять же, учебник и программа. Шаг вправо, шаг влево — получаешь по голове от администрации. Случается, правда, что и родители против отступления от шаблонного варианта преподавания. Как ты думаешь, в плане творчества, проявления индивидуальности кто свободнее в школе: учитель или ученик?

- Трудный вопрос. Наверное, ученик все-таки свободнее. Ученик без хорошей оценки проживет, а учитель без зарплаты — нет.

- А что, по-твоему, должен делать креативный учитель? Каким он должен быть?

- Прежде всего, он должен понимать своих учеников: учебные программы и учебники в основном написаны еще во времена СССР, а время-то меняется, и люди уже другие. Раз программы старые, учителя должны придумывать новые задания, новые подходы. Креативный учитель должен понимать, что у ученика может быть мнение, отличное от его. Необязательно соглашаться с учеником, но принять его позицию к сведению необходимо. Учитель должен расширять кругозор в области преподаваемого предмета. Например, недостаточно знать только русскую классику, нужно быть в курсе авторов, не признанных учебником литературы. Кстати, забавно, что в школьной библиотеке нет Сартра, но почему-то есть «Заводной апельсин». Но кого винить в этом, я не знаю.

- Тогда давай никого не винить. Хотя обидно, что школьная библиотека не всегда может поддержать ученика в желании почитать книги, не входящие в программу. Ты вот говорила о многолетнем сопротивлении школьной системе. Тогда почему не сменила школу, если в этой не дают развернуться?

- Потому что вплоть до этого года всегда было несколько учителей, дававших возможность развернуться. А теперь меня не хотят переводить родители. Да я и не знаю, куда идти. Вдруг в новом месте будет не лучше?

- Судя по получившейся беседе, за годы обучения тебе удалось сохранить и творческое начало, и интерес к миру — добро победило. Какой совет ты бы дала школьникам, сталкивающимся с похожими проблемами?

- Не сдаваться и помнить, что школу они рано или поздно закончат.

- Большое тебе спасибо за разговор.

 

 

 

 

 

Источник: http://mel.fm/2015/09/25/creativity


В каком формате проходит промежуточная аттестация?

 Онлайн-тестирование по всем предметам.  

Как проходит промежуточная аттестация?

После получения доступа к своему курсу Вы можете ознакомиться с требованиями к аттестации и скачать вопросы для подготовки.

Вы можете выполнять онлайн-тесты по мере готовности в любое время в течение года.

По окончании выдается справка от аккредитованной школы.

 

Узнайте подробности...

Яндекс.Метрика