Обратная связь

имя • e-mail • ваше сообщение

Отправить
 

Семейная школа

 

Вывод семейников из контингента  и невыплата коменсаций нарушают права семей, обучающих детей дома.

 

          Правовая справка о незаконности вывода обучающихся дома из контингента школы
 

 

В части, противоречащей нормам федерального законодательства, указанные в местных рекомендациях, постановлениях или Положениях  (далее: Положение), не могут иметь обязывающей силы. Это связано с положением Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – “ФЗ «Об образовании в РФ»”), который устанавливает в частях 4 и 5 ст. 4 (выделение наше):

 

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

 

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

 

Из этого, в частности, следует, что образовательные организации, нарушающие права граждан, родителей и детей, со ссылкой на требования Постановления, несут самостоятельную ответственность за свои действия, поскольку это Положение не освобождают и не может освободить их от обязанности соблюдать действующие нормы федерального законодательства, имеющие приоритет над любыми локальными актами любого рода (в частности — в силу ст. 4 ч. 2 и ст. 15 ч. 2 Конституции Российской Федерации).

 

Рассматриваемое Положение в значительной своей части почти буквально (но с некоторыми существенными изменениями) воспроизводит нормы ФЗ «Об образовании в РФ». Однако ряд его положений вступает в существенное противоречие с нормами данного закона, в частности:

 

Требование об исключении из контингента образовательных организаций детей, получающих образование в формах семейного образования и самообразования, — незаконно и неправомерно.

 

П. (ваш). Положения указывает:

 

Образовательная организация осуществляет прием заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося <…> об исключении из контингента образовательной организации в связи с выбором получения образования в формах семейного образования или самообразования (если ранее обучающийся обучался или числился в контингенте).

 

Данное положение не основано на законе и их исполнение приводит к серьезному нарушению прав граждан в области образования.

 

Нормы федерального законодательства устанавливают следующее:

 

Ст. 17 ч. 1 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает:

 

В Российской Федерации образование может быть получено:

 

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

 

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

 

Из чего следует, что образование в формах семейного образования и самообразования, действительно осуществляется вне образовательных организаций.

 

Тем не менее, ст. 17 ч. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает:

 

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 

Из чего следует, что при семейном образовании и самообразовании обучение, но не промежуточные и государственные итоговые аттестации осуществляется вне образовательной организации.

 

При этом, хотя ст. 17 ч. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» и говорит о «последующем» прохождении промежуточной аттестации, это положение конкретизируется более специальной нормой ст. 58 ч. 1 того же закона, которая устанавливает, что:

 

Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования) <…> сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

 

Таким образом, процесс промежуточной аттестации, в соответствии с законом, не следует за процессом освоения образовательной программы, а сопровождает его (и является, следовательно, процессом, по сути, параллельным самому обучению).

 

Ст. 34 ч. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает:

 

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

 

Из чего следует, что промежуточная и государственная итоговая аттестация проходится детьми, обучающимися в формах семейного образования или самообразования в образовательных организациях (в частности, в школах) экстерном, и указанные дети являются экстернами и пользуются обычными академическими правами обучающихся.

 

Ст. 33 ч. 1 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает:

 

К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: <…> экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

 

Из чего следует, что экстерн, в том числе ребенок, обучающийся в формах семейного образования и самообразования, относится к обучающимся соответствующей образовательной организации.

 

Федеральное законодательство не содержит норм, указывающих на то, что экстерн числится в организации только непосредственно во время аттестации – он лишь зачисляется в число экстернов для прохождения такой аттестации.

 

При этом следует отметить, что ст. 34 ч. 1 относит к числу академических прав обучающихся (которыми, в соответствии со ст. 34 ч. 3 пользуются в том числе и экстерны), в частности, такие права как право на:

 

обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами (п. 3);

 

освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п. 6);

 

участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом (п. 17);

 

бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации (п. 20);

 

пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (п. 21);

 

развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях (п. 22);

 

участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций (п. 23);

 

поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности (п. 26);

 

Очевидно, что право на пользование указанными и иными академическими правами, особенно правами, предусмотренными пунктами 17 и 21-23 первой части ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ», полностью утрачивает смысл в случае, когда экстерн числится среди обучающихся образовательной организации исключительно в течение непосредственного прохождения промежуточной или итоговой аттестаций (т.е. в течение 1-2 недель в году). Подобное толкование закона невозможно и неправомерно, поскольку оно лишает его положения всякого смысла и ведет к серьезной дискриминации детей, обучающихся в формах семейного образования и самообразования, а также противоречит положению ст. 58 ч. 1 ФЗ «Об образовании в РФ», указывающему на «сопровождение» процесса освоение образовательных программ промежуточной аттестацией.

 

Ст. 67 ч. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает:

 

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

 

Таким образом, родителю, который подает заявление о зачислении его ребенка, обучающегося в формах семейного образования или самообразования, в государственную или муниципальную школу в качестве экстерна, может быть отказано в таком зачислении исключительно по причине отсутствия в ней свободных мест. То, что ребенок получает семейное образование или самообразование и родитель просит зачислить его в школу в качестве экстерна – не может, в соответствии с законом, быть основанием для отказа в его приеме в число обучающихся.

 

Закон также не предусматривает возможность исключения ребенка, для которого выбраны в качестве формы обучения семейное образование или самообразование, из контингента обучающихся школы в связи с этим выбором, если родители (законные представители) желают, чтобы он продолжал числиться в школе в качестве экстерна, проходя в этом качестве промежуточные и государственные итоговые аттестации.

 

Иными словами, ребенок, обучающийся в формах семейного образования или самообразования не относится к числу учащихся школы (ст. 33 ч. 1 п. 1 ФЗ «Об образовании в РФ»), но может и должен, по заявлению своих родителей (законных представителей) быть зачислен в число обучающихся школы в качестве экстерна (ст. 33 ч. 1 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ») и пользоваться в этой связи всеми академическими правами, предусмотренными ст. 34 ч. 1 и правом, предусмотренным ст. 35 ФЗ «Об образовании в РФ

МОО «За права семьи»

               ВИДЕО-РЕПОРТАЖ С ПАВЛОМ ПАРФЕНТЬЕВЫМ


В каком формате проходит промежуточная аттестация?

 Онлайн-тестирование по всем предметам.  

Как проходит промежуточная аттестация?

После получения доступа к своему курсу Вы можете ознакомиться с требованиями к аттестации и скачать вопросы для подготовки.

Вы можете выполнять онлайн-тесты по мере готовности в любое время в течение года.

По окончании выдается справка от аккредитованной школы.

 

Узнайте подробности...

Яндекс.Метрика