Обратная связь

имя • e-mail • ваше сообщение

Отправить
 

Семейная школа

 

                               Как организовать обучение дома.

 

     Особенности организации обучения дома во многом зависят от домашних условий, темперамента ребенка, вашего и его биологического ритма. Эти факторы так или иначе влияют на распорядок рабочего времени, методы обучения, продолжительность занятий и форму освоения знаний.

Материал по каждому предмету можно изучать самим и доносить до ребенка. Также можно использовать видео-уроки, курсы в качестве учебного пособия для подготовки к урокам или смотреть их вместе.

Каждая семья, обучающая своего ребенка дома более года, уже выработала определенную методику.

            Из опыта семьи А:

    Занятия у нас проходят в непринужденной обстановке. Безоценочная система. Работа может быть выполнена только на "отлично", тема понята на "отлично". Родители выполняют роль учителя, помощника, одноклассника, родителя. 

   Особенность: мы изучаем один предмет в течение 2-3 недель (70 % всего объема) в первое полугодие и в течение 2-3 недель (30 % + общее повторение) во второе полугодие, кроме русского и иностранного языков, теории литературы, искусства и музыки. Ежедневно дети читают самостоятельно произведения по литературе, анализ которых мы проводим один раз в неделю, и пишут по ним сочинения. Это удобно и детям (они максимально сосредотачиваются на одном предмете, тратят меньше времени на его изучение), и родителям (приходится готовиться и подыскивать материал по одному предмету).

   Учебный год не всегда четко регламентируется. Бывают вынужденные каникулы, связанные с поездкой. Тогда учебные дни немного сдвигаются. А в общем он длится 9 месяцев и аттестация в конце каждого учебного года в июне - 2-3 недели.

   Учебная неделя длится 6 дней по 5-6 уроков, с 8-30 до 14-15 в начальной школе и до 15-25 в средней школе с 6 класса, с перерывом на второй завтрак с 10-30 до 11-00 и на обед с 12-30 до 13-15. Домашнего задания нет. После полдника ребята уходят на дополнительное образование: музыкальная школа, художественная школа, спортивная секция, клуб по интересам. Здесь и происходит у них социализация. В воскресенье мы всей семьей ходим или ездим на какую-либо экскурсию.

    Учебный день в начальной школе и в 5 классе включает:

8-30 ритмическая часть (чтение наизусть хором стихотворений, басен)   20 мин.

8-50  урок, изучаемый в течение 3 недель                                                                                                                

(окр. мир, природоведение, математика, история, литература и т. д.)       1ч 20 мин.

10-10 чтение сказки вслух                                                                               15 мин.

10-25 перерыв

10-45  риторика (обсуждение интересных тем, диалог,                                                          

теория ораторского искусства, гимнастика для языка)                                15 мин.

11-00 русский язык                                                                                          30-35 мин.

11-35 музыка (выполнение домашнего задания по музыкальной школе)   30 мин.

12-05 инсценирование пьесы, спектакля, сказки                                            15 мин.

12-20 иностранный язык (пн-ср) /литературное творчество (чт) /сочинение (пт) 40 мин.

13-00 перерыв

13-30 искусство/ компьютерные технологии/ кулинария и т. д.                       45 мин.

20-30  чтение произведения

 

 Учебный день с 6 класса включает:

8-30 ритмическая часть (чтение наизусть хором отрывков из произведений, поэм)    20 мин.

8-50  урок, изучаемый в течение 3 недель                                                                                                                

(география, биология, математика, алгебра, геометрия, история, литература)        1ч 35 мин.

10-25 перерыв

10-45  риторика (обсуждение интересных тем, диалог,                                                            

теория ораторского искусства, гимнастика для языка)                                                15 мин.

11-00 русский язык                                                                                                         40-45 мин.

11-35 музыка (выполнение домашнего задания по музыкальной школе)                   30 мин.

12-05 инсценирование пьесы, спектакля, сказки                                                         15 мин.

12-20 иностранный язык (пн-ср) /литературное творчество (чт) /сочинение (пт)     40 мин.

13-00 перерыв

13-30 искусство/ компьютерные технологии/ кулинария и т. д.                                45 мин.

20-30  чтение произведения

                      

               Из опыта семьи Б:

   Мои основные принципы: облегчать детям учебу и создавать условия для свободного, творческого развития. В первую очередь меня заботит то, чтобы они выросли людьми духовными, ответственными, интеллектуально развитыми, внутренне свободными, добрыми, разносторонними, умели бы учиться, умели бы принимать самостоятельные решения и отвечать за них, были бы здоровыми, физически развитыми, психологически устойчивыми. В то же время, я учу их учитывать стандарты и формальные подходы, во многом принятые в обществе, с тем, чтобы «вписываться» в них, не входя в конфронтацию. Для меня знания, конечно, важнее оценок. Но умение предъявить свои знания в той форме, которая сейчас является государственным нормативом, тоже важно, это часть умения социально адаптироваться.

Я говорил своим детям так: «Читать, считать и писать вы выучиться обязаны. Без этого в обществе не прожить. А все остальное – на ваше усмотрение». Но одновременно я объяснял, какие преимущества дает образование в плане внутреннего развития и в плане внешних возможностей. Я предлагаю им самим решать, насколько глубоко они будут изучать тот или иной предмет (минимум определяется исходя из требований сдачи экзаменов в школе).
Условно я выделил три группы предметов.
Первая группа – это предметы, которые необходимо изучать регулярно, из класса в класс, иначе потеряется «связующая нить» и далее их учить будет очень трудно. Это математика и русский язык, в более старших классах к ним добавляются английский язык, физика, химия, черчение. Во всех этих предметах я стараюсь давать связные, системные знания базовых принципов, базовой информации. И не стремлюсь ни к усложнению программы, ни к обязательно отличным оценкам. Главная задача – дать базу, основу, глубоко это все понять осознать, прожить, прочувствовать.
Вторая группа – это те предметы, где разные части курсов не очень обязательно связаны друг с другом и поэтому могут изучаться независимо, с большей или меньшей глубиной. Это чтение, литература, природоведение, история, география, биология, частично английский язык. Так, например, мы одну книгу можем читать внимательно, обсуждать ее, писать по ней серьезное сочинение, а другую – просто прочитать и сдать, поскольку это требуется программой. Здесь для детей больше свободы выбора. Я также здесь более свободен, выбирая материал для занятий. Главная задача – всесторонне дать представления о различных областях знаний.
Третья группа – это музыка, физкультура, рисование, труд, ОБЖ, компьютер… Развитие соответствующих навыков мы осуществляли путями, не связанными со школьной программой. Для перевода из класса в класс эти предметы не обязательны, поэтому мы их вообще старались не сдавать, делая это только для аттестата в минимально необходимом объеме. Мои дети все эти годы занимались спортом в секциях и дома (гимнастика, дзюдо, скалолазание, туризм, стрельба из лука, легкая атлетика), посещали художественные, музыкальные, хоровые, танцевальные и иные занятия. Компьютер осваивают сами – при помощи знакомых. Знания, преподаваемые в курсах ОБЖ, я им доношу по ходу жизни. Умение мастерить, строить, работать инструментами и т.п. мы с мальчишками осваивали в делах по дому и на даче. То же касается и умения готовить, шить и т.п. Работая в качестве художника, я привлекаю к этому моих детей – они являются соавторами многих моих картин, книг и развивающих игр, помогают организовать выставки, делать сайт в Интернете, мы вместе раскрашиваем стены в квартире и т.д.
С другой стороны, я могу разделить все виды наших учебных занятий на две группы: то, в чем я компетентен, и то, где моя профессиональная компетенция относительно невысока. Физико-математическое образование дает мне, конечно, преимущества в преподавании математики, физики, химии, природоведения. В области остальных предметов мои знания гораздо слабее. Поэтому здесь я больше ориентируюсь на материалы учебников и при необходимости советуюсь с учителями из школы или другими людьми. Но в целом линию обучения все равно вырабатываю сам.
При возможности я использую помощь других людей. Так мои дети подружились с учительницей биологии из нашей школы, и она занималась с ними довольно много, а я этого уже не касался. В разные годы нам немного помогали разные специалисты по английскому языку. Если бы у меня была возможность оплачивать такую помощь, то я бы гораздо активнее использовал такой вариант, особенно в области английского.
Как строится наш учебный процесс?
Предметы мы изучаем не сразу все, а по 1-2 (максимум 3) параллельно. Сдав одни, беремся за изучение следующих. Обычно одновременно мы изучаем точный предмет и гуманитарный (например, математику и историю). Предварительно я выясняю у учителя по каждому предмету, каким образом будет проходить аттестация, каковы требования, получаю набор заданий, которые дети делают дома (сочинения, чертежи, конспекты, задачи). Зачеты и экзамены дети сдают индивидуально или прямо с классом (контрольные, диктанты).
С самого начала моя линия была такова: научить детей учиться самостоятельно. С первых классов я объяснение материала перемежаю с предложениями прочитать какую-то информацию по учебнику. В более старших классах дети многие предметы изучают, просто читая учебники, а я лишь помогаю им понять главное, обобщаю с ними материал перед экзаменом, выявляю слабо понятные или случайно пропущенные важные моменты. В области точных наук делаю акценты на решение задач – в основном из учебника. В старших классах я уже только отвечаю на вопросы, если они возникают, а учатся они абсолютно сами, без какого-либо организующего воздействия.
Дисциплина у нас «мягкая». Я не пытаюсь четко регламентировать процесс учебы,всегда уважаю занятия детей другими делами, которые они считают важными (игры, творчество, прогулки с друзьями, интересные мероприятия). Но в какие-то моменты предлагаю «собраться» и работать сосредоточенно – пусть 2-3 урока в день, но с хорошей концентрацией, интенсивно, с правильным отношением. Иногда стараюсь мягко уговорить, иногда требую достаточно жестко – по ситуации.
Не могу сказать, что процесс всегда идет мягко. В 6-ом, 7-ом и частично 8-ом классах сыновья временами не хотели заниматься, «тянули время», буянили и скандалили. Весьма велико за эти годы число разорванных тетрадей и учебников, сломанных ручек и карандашей, линеек и даже стульев – мой старший сын очень эмоционально выражал свое несогласие со школьной программой или со сложностью задания. Не всегда и мне удавалось сохранить спокойствие при этом. В конце учебного года, когда сыновья учились в 8-м классе, я почувствовал, что у меня кончились все душевные силы заставлять и уговаривать их, и просто оставил их в покое. И о чудо! Они стали гораздо серьезнее и самостоятельнее учиться. В 9-ом классе у них у обоих проявились очень высокие интерес и целеустремленность в учебе. Младший сын реализует эти качества в школе, а старший даже смог перепрыгнуть через класс» - за два года освоить программу трех классов (чтобы иметь возможность до 18-ти лет поступать в институт; в пятом классе я его планово оставлял на второй год – по причине очень сложной семейной ситуации, и далее сыновья учились в одном классе). Так что мне удалось «дотянуть» до того момента, когда они повзрослели, и заложить хорошую базу.
Если говорить о старшей дочке, то она всегда относилась к учебе достаточно прохладно, но материал усваивала легко и быстро, особенно в области гуманитарных дисциплин.
Зато она была очень самостоятельной с раннего возраста. В 5-м классе она сказала, что ей стыдно, чтобы я ходил в школу к учителям договариваться об экзаменах, и далее все это взяла в свои руки, а я только изредка по телефону наводил справки.
Младшая дочка учится без особого энтузиазма, но достаточно старательно, причем от класса к классу ее интерес возрастает. Тут играют роль и мой большой опыт, и помощь и пример братьев, и ее довольно послушный и спокойный характер. На данный период учить ее очень легко, главное – создавать ей мягкую эмоциональную обстановку.
Время ежедневных занятий у нас в начальной школе обычно 1-2 урока по 30-50 минут. Иногда 3 урока в день. Этого более чем достаточно, даже при том, что сентябрь и май у нас из учебы традиционно в начальной школе выпадают, а зимние и другие каникулы растягиваются примерно вдвое. Бывают перерывы и просто в связи с разными жизненными обстоятельствами.
В средних классах мы с сыновьями занимались по 2-3 урока в день, частично они работали самостоятельно. Продолжительность уроков и их место в течение дня широко варьировались. Обычно я за урок (или за 2-3 последовательных урока) старался пройти какой-то завершенный кусок материала или просто ориентировался на утомление детей.
В каких-то случаях (например, написание сочинения) требовалось многочасовое «погружение» или вообще особый ритм творческого процесса.
Степень интенсивности занятий у нас никогда не бывает равномерной. Иногда мы «бросаемся с места в карьер» - в первые же уроки знакомства с новым курсом стараемся охватить его ключевые моменты, хотя бы бегло, но масштабно увидеть весь материал. Иногда, наоборот, движемся «черепашьим шагом», потихоньку делая небольшие задания, совсем не напрягаясь. Бывает, что за 2-3 дня до экзамена начинается «свирепый интенсив» - все другие дела откладываются и мы с утра до вечера с небольшими перерывами погружаемся в занятия (это может происходить и на улице – в мае часто бывает подходящая погода). Средний, наиболее обычный вариант, конечно, – это обычный «бодрый ритм», когда мы спокойно работаем, не перегружаясь и не «валандаясь».
Я вообще принадлежу к типу интуитивных педагогов. Выбор формы занятий, интенсивности, конкретных методов, тем и режима я осуществляю по ситуации – интуитивно, по вдохновению, по настроению (своему и детей). Мы всегда свободно устраиваем выходные. Но я всегда имею в виду четкую задачу: в течение учебного года все основные знания должны быть усвоены, все экзамены – сданы, системность и целостность всего процесса воспитания и обучения – осуществлены.
Занятия я (за редким исключением) не готовлю заранее, а уж тем более жестко не планирую. Практически всегда это импровизация по ходу процесса. Такой подход существенно экономит время, но требует высокой концентрации и ясной головы. Я слежу за состоянием понимания ребенка и каждый следующий шаг делаю исходя из предыдущего. Время урока – это время сосредоточенной, высокоэффективной работы и для меня, и для детей. Именно такое состояние я считаю важнейшим для умения учиться. Я приучаю детей хорошо выполнять работу за малое время – пока не устали.
Я всегда объясняю детям, для чего они учат тот или иной предмет, что это знание дает в жизни. И всегда говорю о том, что любая учеба – тренировка интеллекта. Даже не очень интересные предметы тренируют наш ум. Я учу детей видеть, чувствовать интерес во всех предметах, стараюсь сформировать у них осознанную и ответственную позицию при изучении любого материала.
Я полностью отложил формальные моменты обучения как несущественные. Мне не близок подход «от формы к сути». Мне ближе так: «главное – понять суть, а форму потом можно любую освоить». Я не трачу время уроков на оформление тетради, записи решения задач, очевидные подсчеты (если это уже освоено) и т.п. Перед экзаменами мы за день-два учимся оформлять в соответствии с принятыми нормами. За полчаса можно «начерно» решить десяток задач (иногда достаточно, чтобы ребенок просто правильно определил ход решения), а при «аккуратной» записи за это время удастся решить 1-2 задачи. Вот и повышение эффективности использования времени в 10 раз. Умение оформить ход решения аккуратно и понятно для проверяющего формируется естественно. И я всегда объясняю детям: главное – это правильно решить задачу, а уж как это записать – дело второстепенное, даже если за это снизят оценку немного.
В процессе занятий я заметил, что те качества и навыки, которые традиционно формируются на уроках чтения, литературы и русского языка, могут успешно формироваться иными путями – за счет чтения большого количества хороших и интересных для детей книг и за счет собственного литературного творчества детей (стихи, сказки, песни). Поэтому я соответственно перераспределяю усилия по этим предметам: уменьшаю количество специальных уроков и создаю условия для чтения и творчества. Например, я на неделю освободил дочку от учебы, когда она «взялась» за «Мастера и Маргариту» (старший сын читал эту книгу по программе) – чтобы она могла «погрузиться» в чтение. Одно время я вместо традиционных упражнений давал детям переписывать любые (на их выбор) куски из их любимых книг («Властелин колец», Виталий Бианки, мои «Солнечные сказки»). В нашем случае такой подход оказался очень эффективным.
Меня часто спрашивают, как я один успел все это. Ответ таков: я шел по пути оптимизации, экономии времени и сил, сосредоточения на главном. Оптимизация для меня заключается в более простом и естественном подходе. По-моему, гораздо проще объяснить материал ребенку, когда он хорошо выспался, спокойно встал, «распросонился», поел, сделал какие-то важные и интересные для него дела (возможно, даже сочинил песню, глядя на восход в небе), а уж потом сел на занятие - готовый, в хорошем настроении, с чувством ответственности. Тогда за одно такое занятие мы можем пройти и понять очень много и глубоко. Другая сторона – ребенка надо учить себя «настраивать», а не просто плыть по течению своих желаний и настроений. Но все же я в первую очередь стараюсь «ловить» моменты, когда ребенок может заниматься легко и высокоэффективно, и способствовать созданию таких его состояний.
Есть у меня еще такая «фишка». Я люблю иногда, между делом, даже не на уроках наших, а просто как-то в течение дня немного сказать о том, что мы будем изучать потом – через месяц, через год. И немного рассказать суть этого или обсудить какой-то отдельный вопрос (минуту или 10 – по настроению ребенка). Иногда так я даже целые большие темы объясняю (если «пошло»). Это как бы «мостики в будущее». Потом этот материал изучать гораздо проще.
Вообще очень многие вещи я объясняю и обсуждаю как бы «вскользь», среди других занятий: на прогулке, в транспорте, за едой, при обсуждении каких-то других тем… Я просто имею в виду перспективную программу обучения (на этот класс и на много классов вперед) и при случаи «вворачиваю» в разговор что-то в небольшой дозировке. Тут мы не то что устать, мы не успеваем даже сообразить, что мы «учимся». А потом на специальных уроках это остается только «отшлифовать», сделать устойчивым навыком. Но при этом я не стремлюсь «гнать лошадей» и идти с существенным общим опережением программы. Но если это в каких-то темах или курсах происходит естественно, то, конечно, не торможу.
А уж если что-то можно изучить в игре – так и вообще здорово! Так мои сыновья обучили младшую дочку сложению и вычитанию в пределах тысячи просто в ходе какой-то игры, где надо было считать очки. Причем они играли сами, а ее взяли «за компанию». Я про это даже не знал, а обнаружил много позже, когда собрался ее учить считать в пределах ста. Вот и облегчение процесса всем!
Насколько я могу судить, очень важно, чтобы обучающий своего ребенка родитель сам интересовался той темой, которую преподает. Если он просто «вещает с высокой башни» или «выполняет свой родительский долг, стиснув зубы от отвращения к предмету», то эффективность такого процесса не высока. Если же родитель и сам учится вместе со своим ребенком, то он может и не иметь особых профессиональных знаний по предмету, а просто помогать систематизировать и организовывать весь процесс. Так я изучал вместе со своими детьми многие разделы истории, географии, биологии – то, что успел забыть с тех пор, как учился сам в школе. Мы просто читали вместе учебники и разбирались.
С другой стороны, очень важно, чтобы у родителя и ребенка был хороший психологический контакт. Где этого нет, там не помогает ни дисциплинарные меры, ни высокий уровень квалификации взрослого в том или ином предмете. Для меня умение понять ребенка – одна из важнейших основ всей моей педагогической деятельности.
Мне кажется, что если думать о том, чтобы учить родителей, как организовывать семейное обучение, то акцент надо сделать на системно важных вещах: психологической грамотности, умении понимать и чувствовать детей, творческой смелости, свободе от привязанности к традиционным для школы методам, умении учиться вместе с детьми. А методики и приемы обучения и специальные знания по предметам люди могут осваивать «в процессе» – самостоятельно и разнообразно. Мне кажется, что нужны не методические пособия, а что-то вроде популярной литературы, ориентированной не только на профессиональных педагогов, но и на людей совершенно другого склада и образования. При этом, разумеется, можно и нужно использовать и методы обычной школы – в том виде, в котором они «вписываются» в семейное обучение.
 

Из опыта семьи В


В каком формате проходит промежуточная аттестация?

 Онлайн-тестирование по всем предметам.  

Как проходит промежуточная аттестация?

После получения доступа к своему курсу Вы можете ознакомиться с требованиями к аттестации и скачать вопросы для подготовки.

Вы можете выполнять онлайн-тесты по мере готовности в любое время в течение года.

По окончании выдается справка от аккредитованной школы.

 

Узнайте подробности...

Яндекс.Метрика