Обратная связь

имя • e-mail • ваше сообщение

Отправить
 

Семейная школа

 

На практике многие родители успешно приходят к выводу, что, как бы они ни старались, их дети осваивают те или иные навыки лишь тогда, когда становятся полностью (физически и интеллектуально) к ним готовы. Так часто приводятся примеры с физическим развитием, проецируя эти ситуации и на обучение: например, вредно учить ходить полугодовалого ребенка, потому что он физически не готов к этому и должен сначала самостоятельно пройти подготовительный этап - сидение, ползание, вставание... Можно изо всех сил стараться приучить ребенка к горшку, самостоятельному засыпанию, одеванию и т.п., используя для этого всевозможные способы - поощрение, угрозы и наказания, манипулирование... Все равно лучший результат, который возможно получить, зависит лишь от того, насколько ребенок (его тело и мозг) дозрел до овладевания любым навыком.

Когда дети начинают учиться, то у большинства "проседает" какой-либо навык, и тогда начинается упорный труд родителей над тем, чтобы это упущение наверстать. Ребенку объясняют, что есть такое понятие "надо", что обучение чтению, письму, математическим операциям и т.п. - важное дело, и без этого никак не обойтись. Что иногда нужно проявить упорство и просто довести навык до автоматизма ("ночью разбуди - а ты ответишь"), а для этого нужно много тренировок. И опять в ход идут различные способы - поощрение, угрозы и наказания, манипуляции...

Стоп. Вы правда думаете, что если ребенка не научить читать или писать здесь и сейчас, то все пропало, и он навсегда останется неграмотным?

На самом деле, есть мало родителей, готовых проверить эту гипотезу - а что, если просто ПОДОЖДАТЬ? Основная проблема в том, что даже если родители готовы ждать, то образовательные учреждения ждать не могут. Им важно соблюдать график, и поэтому все ученики должны соответствовать требованиям хотя бы в минимальной степени, "на троечку". В то же время, мы же все прекрасно знаем, что и физически, и интеллектуально, все дети развиваются в разном темпе. Сначала один ребенок выше другого, а через пару лет глядишь - и обогнал в росте! Что уж говорить о том, что поначалу один ребенок может плохо читать, но при этом математику знать уже на уровне второго класса. А что поделать - раз так, отличником ему уже не быть, про любимую математику придется забыть и упорно нарабатывать навык чтения в ущерб иным своим интересам.

Школа не готова ждать ни месяца, что уж говорить о годе или двух! Поэтому именно родителям предстоит решить - а действительно ли готов ребенок к школе? Недаром сейчас уже многие не рвутся отдавать детей в школу в 6 лет, понимая, что готовность к школе складывается из множества факторов, и гораздо лучше немного запоздать, чем поторопиться. Потому что перегонять в школе можно (например, сдавать два класса за один год), а вот отставать будет намного неприятнее для ребенка.

Кстати, почему-то многие думают, что в России необходимо отдавать детей в школу до 7 лет, хотя по закону срок обозначен до 8 лет. Это дает немного форы тем, кто чувствует, что их детям еще рано по каким-то причинам идти в школу. И это не плохо и не стыдно, это НОРМАЛЬНО - быть на стороне своего ребенка и таким образом проявлять заботу о нем, его будущем успехе и душевном равновесии.

Выжидательная тактика помогает поверить в силы собственного ребенка. Это не значит, что не нужно учить совсем. Просто иногда стоит взять большую паузу и повторить попытку позже, вполне возможно, что то, что казалось абсолютно недоступным, через полгода для ребенка станет понятным и простым. Как это происходит - незаметно, ведь умственные процессы не так очевидны, как физиологические. Просто ребенок пройдет все подготовительные этапы и будет готов к выходу на новый уровень, освоению нового навыка.

Меня очень впечатлило интервью, где мама хоумскулера рассказывала, что она фактически позволяла своему сыну не писать класса до третьего. После этого он внезапно стал писать сам, легко и красиво. Я понимаю, что это довольно радикальный подход, но в большинстве случаев так долго ждать не потребуется. Просто если у вас есть возможность подождать - радуйтесь и пользуйтесь ею!

Труд не делал из обезьяны человека, не сделает он и неграмотного грамотным)) Обучение - это нормальное, естественное желание ребенка, которое важно не загубить на корню утомительными и бесполезными тренировками того, к чему он еще не готов.

Нужно подумать о том, что могло бы стать подготовительным этапом для овладевания новым умением. Для чтение это, в первую очередь, слушание, то есть, чтение родителями вслух. Для письма - надежное освоение навыка чтения, достаточный опыт чтения с целью накопления зрительных образов слов, плюс овладение мелкой моторикой (но не путем выписывания палочек, конечно - можно придумать куда более полезные и приятные занятия!) и т.д., и т.п.

Вообще, одна из моих любимых фраз - "мы никуда не торопимся", она очень помогает по жизни мне самой, и, надеюсь, моим детям. Вообще, материнство - это тренировка умения ждать с верой в лучшее с самого начала...

 

 

Источник: http://lenuto.livejournal.com/410625.html


Личностно-ориентированное обучение

 для увлеченных и талантливых ребят, кто хочет заниматься тем, что ему нравится, кто не вписывается в школьную систему.

 

 

 

Интересное и эффективное дистанционное обучение

согласно потребностям, интересам, увлечениям, целям и задачам. 

 

Изучение только нужных и интересных предметов.

Аттестат государственного образца.

 

Узнайте подробности...

Яндекс.Метрика