Обратная связь

имя • e-mail • ваше сообщение

Отправить
 

Семейная школа

На практике многие родители успешно приходят к выводу, что, как бы они ни старались, их дети осваивают те или иные навыки лишь тогда, когда становятся полностью (физически и интеллектуально) к ним готовы. Так часто приводятся примеры с физическим развитием, проецируя эти ситуации и на обучение: например, вредно учить ходить полугодовалого ребенка, потому что он физически не готов к этому и должен сначала самостоятельно пройти подготовительный этап - сидение, ползание, вставание... Можно изо всех сил стараться приучить ребенка к горшку, самостоятельному засыпанию, одеванию и т.п., используя для этого всевозможные способы - поощрение, угрозы и наказания, манипулирование... Все равно лучший результат, который возможно получить, зависит лишь от того, насколько ребенок (его тело и мозг) дозрел до овладевания любым навыком.

Когда дети начинают учиться, то у большинства "проседает" какой-либо навык, и тогда начинается упорный труд родителей над тем, чтобы это упущение наверстать.

 Пересказ: L'inconnue
Интересный опрос выросших анскулеров был проведен Питером Греем - профессором психологии развития и эволюции в Бостонском Университете. В опросе приняло участие 75 человек от 18 до 49 лет (средний возраст 24 года), которые не обучались в школе и, в отличие от хоумскулеров, не учились дома по школьной программе. Родители и другие взрослые могли помогать им с учебой, но анскулеры сами выбирали чему и как им обучаться.

Особенности получения анскулерами высшего образования
Некоторые факты: 58 % анскулеров, которые никогда не учились в школе и не обучались по школьной программе, закончили институт. Остальным для их работы не потребовался формальный диплом о высшем образовании, хотя многие из них успешно проходили отдельные университетские курсы, если им нужны были какие-то специальные знания для работы.

Отрывок из книги Гордона Ньюфелда “Ключи к благополучию детей и подростков”. 

Самым большим открытием относительно человеческой привязанности является то, что для развития способности к отношениям требуются годы; она проходит около шести стадий развития, прежде чем достичь полной глубины. Если условия благоприятны, каждый год в течение шести первых лет жизни должны развиваться разные способы держаться за свою привязанность. Однако я обнаружил, что способности к отношениям никогда не поздно развиться. Ранние теории привязанности Боулби, Лоренца и Харлоу упускали этот аспект глубины привязанности, поскольку их теории базировались в первую очередь на наблюдениях за детёнышами приматов и птиц и за младенцами.

Шесть уровней привязанности в модели Ньюфелда.

Я использую аналогию с растениями, чтобы показать, как в ребенке развивается способность к отношениям...

Учитель и ученик рассуждают о том, как выжить в школе творческому подростку

Творческим и свободолюбивым подросткам в школах почти всегда непросто. Стратегия «не высовывайся и будь как все» позволяет избежать проблем и конфликтов. Петербургская учительница Римма Раппопорт попыталась выяснить у своей бывшей ученицы, с какими трудностями приходится сталкиваться творческому подростку в школе. Чтобы не столкнуться с еще большими трудностями, школьница решила не открывать своего имени.

- Мой опыт работы показывает, что процент действительно креативных школьников очень мал. Не в каждом классе, но все-таки они есть. На мой взгляд, ты в их ряды входишь. Что для тебя означает творчески подходить к жизни?

- Отходить от общепринятого, выходить за рамки, навязываемые той же системой образования, не жить по шаблону.

- Вот про систему образования мне интереснее всего. С какими рамками ты сталкиваешься в школе?

Смотря о каком предмете идет речь. Если говорить о гуманитарной направленности, о литературе например, то здесь после прочтения произведения ты не имеешь права сформулировать собственное мнение о нем, взглянуть на него с особой позиции...

Шалва Амонашвили — о разнице между отметкой и оценкой.

Учитель Шалва Александрович Амонашвили (родился в 1931 году в Тбилиси) — создатель гуманной педагогики. Почти полвека назад он отказался от системы отметок в школе. О том, почему отметки не только мешают учиться, но и портят ребенка, Амонашвили рассказал Кириллу Михайлову.

Что такое гуманная педагогика?

То, что сотворили мы с коллегами, это не метод, это направление — гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе. Более коротко это называют гуманной педагогикой.

Отметки просто необходимы в авторитарном педагогическом процессе. Если их просто изъять — это как провести хирургическую операцию и по ошибке изъять из организма что-то очень важное. Так что в авторитарном процессе, наиболее массовом в бытующей практике, отметка выполняет функцию устоя, на отметках держится образовательный авторитарный мир. Не надо смущаться слова «авторитарный», потому что и вы, и я — воспитанники авторитарного процесса, мы получили неплохое воспитание, и знания тоже получили. Отметки родились в рамках авторитарного сознания, это очень давняя традиция...

Чем плохо домашнее обучение?

Ирина Шамолина: Когда я звучу особенно убедительно, доказывая, что домашнее обучение, при условии осознанных родителей, - лучшее, что может быть для ребёнка, меня часто спрашивают: "Ну а недостатки какие-то должны быть у этой формы образования?!"

Да, недостатки есть. Но эти недостатки связаны не с ребёнком, а с родителем. Семейное обучение крайне затратно и психологически, и умственно, и дисциплинарно для родителя. Чтобы эффективно учить дома, нужно держать себя в ежовых рукавицах во всех смыслах - быть постоянно в напряжении, решая сложнейшие педагогические и методические задачи, вписывать себя в жёсткий график, чтобы успеть хотя бы половину того, что кажется необходимым, иметь бесконечное терпение и заставлять себя демонстрировать образец поведения и жажды знаний даже тогда, когда сил нет вообще ни на что...

Один умный профессор однажды в университете стал задавать студенту интересные вопросы.
Профессор: Бог хороший?
Студент: Да.

Профессор: А Дьявол хороший?
Студент: Нет.

Профессор: Верно. Скажи мне, сынок, существует ли на Земле зло?
Студент: Да.

Профессор: Зло повсюду, не так ли? И Бог создал все, верно?
Студент: Да...

Если я, чисто ради эксперимента, начну просто "зеркалить" людям то, что они мне говорят насчет ДО (домашнего обучения) - по собственной инициативе и без повода говоря им такие же, или соответствующие вещи, даже без особой критики, даже добродушно - то я буду в их глазах выглядеть страшно пафосно.

Например, буду говорить: "Вы учитесь в школе? Надо же! Я вот НИКОГДА не смогла бы отдать своего ребенка в школу. У меня бы не хватило терпения и сил. Все-таки школа не для всех."

Или: "Ваш ребенок учится в школе? Надо же! А вы не боитесь, что он будет недосоциализирован и не подготовлен к жизни?"...

Джошуа Дэвид Белл (Joshua David Bell, 9.12.1967) – широко известный американский скрипач, лауреат премии 'Грэмми' и премии Эвери Фишера.


Человек встал на станции метро в Вашингтоне и начал играть на скрипке, это было холодным январским утром. Он сыграл шесть пьес Баха около 45 минут. За это время, так как это был час пик, мы подсчитали, что 1100 человек прошли через станцию, большинство из них по пути на работу.

Три минуты прошло, и мужчина средних лет заметил музыканта. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько секунд, а затем поспешил по своим делам.

Минуту спустя скрипач получил свой первый доллар: женщина бросила деньги в кейс и не останавливаясь ушла...

Одним холодным декабрьским днем перед Новым годом я с мамой шел на собственный концерт в музыкальную школу. Сколько лет мне тогда было, сейчас уже никто точно не скажет, три-четыре, не больше.


Войдя внутрь и переодевшись, мы отправились полные предвкушений в концертный зал. Тема концерта "Презентация сказки о звуках собственного сочинения". Я подготовил сказку о хрустальном звуке. И вот, наконец-то дождавшись своей очереди, я, полный переживаний, вдохновения и храбрости, вышел на сцену. Рассказывая, я так увлекся всем звучанием, красотой и невообразимой певучестью хрустального звука, что в самый кульминационный момент, решив показать сходство звучания хрусталя с раскалыванием при столкновении айсбергов, в порыве воображения ударил обоими кулачками друг о друга так, что невольно из моих глаз выкатились маленькие крапинки слез.
Из зрителей никто не заметил моих слез, кроме самого родного и дорогого мне человека, - это, конечно же, моя мама, та, кто в любую минуту, где бы она не была, поможет мне, почувствует мою боль, как свою...

Яндекс.Метрика